Как бороться с должниками: профилактика и методы

Одна из основных обязанностей управляющей организации - собирать деньги за коммунальные ресурсы и передавать их поставщикам воды, тепла, электроэнергии, газа. Но долги населения в ЖКХ по данным Госдумы на конец 2022 года составляют не менее 750 млн рублей. Значит, собрать необходимую для ресурсников сумму удается не всегда.

При этом, немногие жители помнят, что по ст.153 Жилищного кодекса РФ, они обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Некачественная работы УО для большинства собственников является причиной для раздражения и появления претензий. А снижение лояльности влечет за собой еще большее нежелание вовремя оплачивать квитанции. Такой логики часто придерживаются должники: деньги отдавать не за что, управляющая организация совершенно не работает.

Для сокращения суммы задолженности УО выбирает традиционные и абсолютно законные методы:

1. Общение с жителями
. Управляющая организация может вести работу по повышени финансовой грамотности жителей в области ЖКХ, например, посредством распространения буклетов с объяснениями коммунальной экономики. Также, УО может окрашивать квитанции должников в другой цвет, вывешивать списки должников на информационных досках. Даже огласить должников на общем собрании собственников (и исходя из судебной практики, это не является нарушением безопасности персональных данных). Нестандартный способ - объявить акцию. К примеру, провести розыгрыш призов среди тех, кто погасит долги в определенный срок.

2. Начисление пени.
В случае, когда житель не оплачивает квитанцию, то со следующего месяца ему начисляются пени на сумму долга. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки Центробанка (в апреле 2023 года - 7,5%) от суммы долга за каждый день просрочки. Если же долг сохраняется в течение 3 месяцев, пени начисляются в размере 1/130 ставки.

3. Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг.
УО вправе отключить газ, горячую воду или электроэнергию, если житель в течение 2 месяцев не оплачивал ЖКУ или нарушил договор о погашении задолженности. Отопление и холодное водоснабжение по санитарным нормам отключить невозможно.

Этот метод мог бы быть самым эффективным, так как действительно наказывает неплательщика, а УО решает вопрос с минимальными затратами сил. Однако, не во всех домах к такому методу можно прибегнуть: иногда системы не позволяют ограничить подачу ресурса лишь в одно помещение, не нарушив права добросовестных жителей.

4. Суд.
УО может взыскать долг через суд, и метод этот применяется к тем, кто не платит за ЖКУ от трех месяцев до трех лет. Служба судебных приставов вправе арестовать счета и имущество, ограничить сделки с автотранспортом и выезд за границу.

Один из вариантов, который есть у УО, прежде чем обращаться в суд - отправить неплательщику претензию. Хотя это действие не является обязательным, оно поможет сократить количество судебных постановлений и снизить объем работы. Важно отметить, что этот метод может быть эффективным только для несистемных должников и может быть бесполезен для злостных неплательщиков.

По закону, выселить собственника из принадлежащей ему квартиры нельзя. Поэтому недобросовестные жители чувствуют себя безнаказанно, не оплачивая счета. В этом заключается одна из самых больших проблем отрасли: от неоплаты счетов должниками страдают добросовестные жильцы, которым УО не может гарантировать безопасное и комфортное проживание, ведь она не имеет на это ресурса.
Работа в условиях Федерального закона от 18.03.2023 №80-ФЗ
Одной из основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются УО в претензионно-исковой работе, является надлежащая подача исков или судебных постановлений при отсутствии информации о должнике и его идентификационных данных.

В случае, когда УО не обладает необходимыми данными о должнике (ФИО, СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта), Федеральный закон №80-ФЗ позволяет в исках и претензиях указывать отсутствие данных. В таких случая суд сам запрашивает необходимые данные в ведомствах, где они точно есть.
Стоит понимать, что отсутствие средств - не единственная причина, по которой житель не оплачивает ЖКУ. Например, он может не понимать начислений или не оплачивать ЖКУ по причине недовольства работой УО. Поэтому, помимо работы с должниками, управляющей организации стоит принимать и профилактические меры:
  • Быть на связи с жителями. Управляющая организация, которая готова оперативно ответить на любые вопросы, касаемо начислений за ЖКУ или содержания МКД, вызывает большую лояльность клиентов. А это, в свою очередь, положительно отражается на собираемости платежей.
  • Напоминать о квитанциях и сроках оплаты. Делать это можно на информационных досках или в социальных сетях компании. Также, личные напоминания можно отправлять жильцам даже при минимальном долге.
  • Предоставить возможность онлайн-оплаты. В таком случае, за пожилого жильца, который самостоятельно не может дойти до банка и не разбирается в технике, ЖКУ оплатить могут его неравнодушные родственники. А функция автоплатежа с привязкой банковской карты позволит собственникам вообще не беспокоиться о своевременной оплате.

Современные решения, включающие возможность уведомлять жителей об оплате, реагировать на обращения и даже оплачивать квитанции - это системы автоматизации управления, содержания и ремонта дома.

Например, наш программный продукт Инноватика ЖКХ. В использовании он не требует специальных навыков, но зато имеет ряд преимуществ перед традиционной системой общения с жителями:
  • cнижение административных и иных издержек компании, а значит снижение расходов
  • порядок в документообороте, снижение количества ошибок в документах
  • адаптация системы под запрос клиента, ведь УО самостоятельно выбирает необходимые модули для работы
  • внедрение не ударит по бюджету УО, так как стоимость отдельных сегментов комплекса составит от 0,18 рублей / кв.метр МКД
  • личный менеджер, техническая поддержка и обучение входят в стоимость установки системы
Автоматизированные системы могут до 50% сократить расходы компании. На данный момент, это один из наиболее эффективных методов профилактики и борьбы с неплательщиками. Получите демо-доступ и убедитесь самостоятельно.
2023 | 18 АПРЕЛЯ