При этом, немногие жители помнят, что по ст.153 Жилищного кодекса РФ, они обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Некачественная работы УО для большинства собственников является причиной для раздражения и появления претензий. А снижение лояльности влечет за собой еще большее нежелание вовремя оплачивать квитанции. Такой логики часто придерживаются должники: деньги отдавать не за что, управляющая организация совершенно не работает.
Для сокращения суммы задолженности УО выбирает традиционные и абсолютно законные методы:
1. Общение с жителями. Управляющая организация может вести работу по повышени финансовой грамотности жителей в области ЖКХ, например, посредством распространения буклетов с объяснениями коммунальной экономики. Также, УО может окрашивать квитанции должников в другой цвет, вывешивать списки должников на информационных досках. Даже огласить должников на общем собрании собственников (и исходя из судебной практики, это не является нарушением безопасности персональных данных). Нестандартный способ - объявить акцию. К примеру, провести розыгрыш призов среди тех, кто погасит долги в определенный срок.
2. Начисление пени. В случае, когда житель не оплачивает квитанцию, то со следующего месяца ему начисляются пени на сумму долга. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки Центробанка (в апреле 2023 года - 7,5%) от суммы долга за каждый день просрочки. Если же долг сохраняется в течение 3 месяцев, пени начисляются в размере 1/130 ставки.
3. Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг. УО вправе отключить газ, горячую воду или электроэнергию, если житель в течение 2 месяцев не оплачивал ЖКУ или нарушил договор о погашении задолженности. Отопление и холодное водоснабжение по санитарным нормам отключить невозможно.
Этот метод мог бы быть самым эффективным, так как действительно наказывает неплательщика, а УО решает вопрос с минимальными затратами сил. Однако, не во всех домах к такому методу можно прибегнуть: иногда системы не позволяют ограничить подачу ресурса лишь в одно помещение, не нарушив права добросовестных жителей.
4. Суд. УО может взыскать долг через суд, и метод этот применяется к тем, кто не платит за ЖКУ от трех месяцев до трех лет. Служба судебных приставов вправе арестовать счета и имущество, ограничить сделки с автотранспортом и выезд за границу.
Один из вариантов, который есть у УО, прежде чем обращаться в суд - отправить неплательщику претензию. Хотя это действие не является обязательным, оно поможет сократить количество судебных постановлений и снизить объем работы. Важно отметить, что этот метод может быть эффективным только для несистемных должников и может быть бесполезен для злостных неплательщиков.
По закону, выселить собственника из принадлежащей ему квартиры нельзя. Поэтому недобросовестные жители чувствуют себя безнаказанно, не оплачивая счета. В этом заключается одна из самых больших проблем отрасли: от неоплаты счетов должниками страдают добросовестные жильцы, которым УО не может гарантировать безопасное и комфортное проживание, ведь она не имеет на это ресурса.